ПО ЖИЗНИ С СОБАКОЙ! ДРЕССИРОВКА СОБАК В СЕВЕРСКЕ, DOGSPORT!!!

Этот форум посвящен интересному и увлекательному миру - дрессировке собак и спорту с собакой.


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Интонация в дрессировке собаки

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Интонация в дрессировке собаки
В процессе воспитания и дрессировки собаки мы часто пользуемся интонацией, почти не задумываясь над тем, что же такое интонация, оказывает ли она влияние на процесс обучения животного и каким образом?

По определению, интонацией называют звуковые средства языка, оформляющие высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность звучания, манеру произношения, отражающую какие-либо чувства говорящего, его эмоциональный настрой. То есть интонация, или модальность речи, является ни чем иным, как звуковым средством выражения эмоций говорящего.

Различные по значению интонационные сигналы мы также можем наблюдать и в животном мире, где коммуникативная функция интонации играет далеко не последнюю роль и широко проявляется как в процессе внутривидового общения, так и в процессе межвидовых сообщений, особенно это касается угрожающей интонации, различной тональности лая, рычания, шипения и всего того, что сопутствует позам угрозы, демонстрационной агрессии.

Адекватное проявление и восприятие соответствующих интонационных сигналов мы можем наблюдать и у социально депривированных животных, т.е. выращенных в условиях лишения возможности общения с особями своего вида, социальными партнерами. Следовательно, мы можем говорить о генетической детерминированности (эволюционной обусловленности) восприятия этологически значимых интонационных сигналов животными как поведенческих сигналов высокой информативности.

Чтобы выяснить влияние интонации на процесс обучения животного, рассмотрим сам дрессировочный процесс как целенаправленный процесс образования условных рефлексов и формирования навыков.

Упрощенно, условный рефлекс можно представить в виде безусловно рефлекторной реакции, воспроизводимой под контролем определенного условного (ранее индифферентного) сигнала или стимула и являющейся приспособительной деятельностью организма, осуществляемой высшими отделами центральной нервной системы путем образования временных связей между сигнальным раздражением и сигнализируемой реакцией. Как правило, в процессе дрессировки вырабатываются инструментальные условные рефлексы, в основе образования которых лежат процессы возбуждения и активная двигательная деятельность животного, позволяющая достичь или избежать последующего подкрепления.

В процессе образования навыка любой условный рефлекс проходит стадии генерализации, специализации и стабилизации, каждая из которых характеризуется упрочением исходной реакции на предъявляемый условный сигнал, т.е. более высокой воспроизводимостью и освоением, а также меньшим контролем со стороны высших нервных центров животного.

Для формирования навыка у животного, т.е. для доведения условного рефлекса до автоматизма, помимо скорости подкрепления условной реакции и ее многократного повторения, основным необходимым условием является отсутствие перестройки условной реакции, под которой подразумевают изменение условного пускового сигнала, доминирующей мотивации, а также последующего вектора воздействия на эмоциональную сферу животного, известного нам как "положительное" и "отрицательное" подкрепление.

Очевидно, что любая дрессировка подразумевает собой снижение вариабельности действия или комплекса последовательных действий животного до единицы на предъявляемый условный сигнал или стимул, и, чем меньше условных сигналов, запускающих одну и ту же поведенческую реакцию, приходится на один дистантный анализатор животного (зрение и слух), чем более "однозначен" сам условный сигнал как пусковой для конкретной условной реакции, тем быстрее (с учетом вышеизложенных требований) будет происходить процесс образования условного рефлекса и формирования навыка.

Таким образом, единый процесс образования условного рефлекса и формирования навыка напрямую зависит от неизменности параметров условного сигнала (команды) и подкрепления нужной нам поведенческой реакции животного.

Что же происходит, если в процессе дрессировки, при подаче команд, мы используем интонацию, которая в данном случае является ни чем иным, как изменением модальности условного пускового сигнала?

Во-первых, любая интонация видоизменяет звучание исходной команды, т.е. внешне изменяет сам вербальный пусковой сигнал. Во-вторых, будучи сопряженной с эмоциональной сферой, и, неся в себе значимую информационную нагрузку, интонация также вносит изменения и во внутреннее содержание условного сигнала, насыщая его дополнительными информационными "шумами", включающими посторонние поведенческие реакции.

Очевидно, что любой условной реакции, запускаемой условным сигналом, предшествуют процессы его обнаружения, распознавания и идентификации. Обнаружение обычно определяется, как способность различать добавление какого-либо сигнала к фону малой интенсивности или к зашумленному фону. Распознавание и идентификация подразумевают дополнительную способность центральной нервной системы производить селекцию обнаруженного сигнала путем его сопоставления с одним из существующего множества известных сигналов. Скорость распознавания и идентификации сигнала как пускового для определенной условной реакции находится в прямой зависимости от сходства всех параметров обнаруженного сигнала с известным условным как "эталонным" для данной поведенческой реакции.

Понятно, что измененная модальность предъявляемого условного сигнала, как минимум, может затруднять процессы распознавания и идентификации его как пускового сигнала условного рефлекса.

Теперь рассмотрим возможные поведенческие реакции животного, которые могут быть инициированы введенной в условный сигнал инструментального рефлекса интонацией.

В силу особенностей физиологии высшей нервной деятельности животного, в данном случае - собаки, вводимые нами интонационные сигналы, могут быть восприняты животным как "положительно" или "отрицательно" мотивирующие, а также нейтральные.

К первой группе относится, так называемая, "позитивная" или "одобряющая" интонация, призванная, как многим кажется, "поднять эмоциональный уровень" животного, сосредоточить его внимание, и тем самым побудить к более четкому и быстрому выполнению поданной команды. Так ли это на самом деле и что происходит при введении в условный сигнал "позитивной" интонации?

Очевидно, что, не будучи соответствующим образом подкрепленной, очень скоро "позитивная" интонация из разряда "мотивирующей" перейдет в разряд относительно индифферентной, то есть станет для животного тождественной с исходной пусковой интонацией "нулевой" модальности. Таким образом, одну и ту же поведенческую реакцию будет запускать еще один видоизмененный условный сигнал. Иначе говоря, мы не добьемся ничего, кроме ненужного нам "обогащения" репертуара условного сигнального поведения животного.

Если же мы хотим избежать угашения реакции на "позитивную" интонацию, мы должны использовать либо более действенный режим подкрепления (корректный и точно совпадающий по времени), либо само подкрепление по качеству должно быть более значимым для животного и превосходить используемое нами ранее. Но в таком случае, в процессе специализации условного рефлекса (закономерный процесс в условно-рефлекторной деятельности, сводящейся к минимизации количества пусковых раздражителей, вызывающих условную реакцию) дифференцировочное торможение, как процесс угашения реакции на менее значимые стимулы, коснется исходной команды без интонации, что, если и не вызовет отказа, то на уровень снизит качество ее выполнения. Конечно же, мы можем использовать "позитивную" интонацию в пусковом сигнале, но, в таком случае, мы должны взять за правило использовать ее всегда и неукоснительно точно, исключив из репертуара условного сигнального поведения животного эту же команду без интонации, либо с другой интонацией. Здесь зададимся вопросом: что же мешает нам также использовать более действенный режим подкрепления или более значимую для животного мотивацию на исходный пусковой сигнал без интонации?

Еще одной особенностью некоторых форм интонации является их восприятие нами, а точнее, их оценка в наших глазах как "позитивных", так как нам кажется, что данный вид интонации побуждает животное проявлять повышенное внимание и интерес к нам или к происходящим действиям. На самом же деле, это ни что иное, как проявление безусловной ориентировочной реакции у животного на изменение параметров привычного раздражителя, т.е. рефлекс, иначе известный как Павловский - "Что такое?", который достаточно быстро угасает, либо переходит в другие формы поведения. В данном случае, ориентировочный рефлекс не только не способствует, но и значительно тормозит выработку нужного нам навыка, отменяя все действующие рефлексы и приостанавливая общую двигательную активность для обеспечения лучшего восприятия сигнального раздражителя с целью выяснения его характера и возможного значения для жизни. В этом проявляется, так называемая, "стоп-реакция" ориентировочного рефлекса, как следствие мобилизации нервных процессов на анализ "новизны" и "значимости" предъявляемого сигнала.

Ко второй группе интонационных сигналов относится, так называемая, "негативная" или "отрицательно" мотивирующая интонация угрозы, часто используемая для воздействия на животное с целью предотвращения им нежелательных действий, и, как некоторым кажется, с целью повышения безотказности выполнения поданной команды. Что же на самом деле происходит при введении в условный сигнал интонации угрозы?

Очевидно, что угрожающая интонация менее всего нуждается в соответствующем подкреплении, так как восприятие информационной нагрузки данной группы интонационных сигналов генетически детерминировано как в человеке, так и в высокоразвитых животных в процессе эволюции. Более того, угрожающая интонация, как и любая осознанная угроза, включает у животного оборонительные поведенческие реакции, связанные с инстинктом самосохранения и являющиеся этологически приоритетными по определению.

Приоритет оборонительных поведенческих реакций проявляется, прежде всего, в снижении порогов восприятия внешних этологически второстепенных стимулов, то есть в способности центральной нервной системы затормаживать воздействие других условных или безусловных раздражителей, не связанных с ситуационным состоянием угрозы. Иначе говоря, "шумовой" эффект введенной в условный сигнал угрожающей интонации не только связывает сам условный сигнал с состоянием угрозы (оборонительным поведением), но и по качеству превосходит информационное содержание исходного пускового сигнала как команды для животного.

Таким образом, введенная в пусковой сигнал условного рефлекса интонация угрозы, включает оборонительное поведение, которое проявляется в, так называемой, "стоп-реакции", затормаживающей как процесс восприятия условного сигнала, так и процесс исполнения самой условной реакции, перестраивая ее изменением наличной мотивации на оборонительную. В отличие от быстро угасающей "стоп-реакции" ориентировочного рефлекса, как следствия интенсивного анализа значимости нового раздражителя, "стоп-реакция" оборонительного поведения является следствием оценки параметров исходящей угрозы и мобилизации защитных функций организма на выход из стрессовой ситуации, что и становится для животного доминирующей потребностью.

В процессе дрессировки, подавая собаке команду с интонацией угрозы, мы можем наблюдать "стоп-реакцию" и оборонительные формы поведения в заторможенном восприятии и исполнении поданной команды, снижении общей двигательной активности животного, отставанием от дрессировщика при движении рядом (особенно при нарастании темпа движения), демонстрацией животным поз подчинения, в том числе, укладки при подаче команд "Сидеть" или "Стоять", и т.п. В дальнейшем, при использовании команд с угрожающей интонацией, у животного будут образованы стойкие условные связи угрожающей интонации - с исходной командой, дрессировочного процесса - с негативными эмоциями, дрессировщика (хозяина) - с источником угрозы. В результате психологический контакт человека с животным будет потерян, а их взаимодействие будет строиться исключительно на психологическом давлении, исходящем от дрессировщика. Следствием этого будет общая вялость и апатичность животного во время дрессировки, а также всевозможные реакции избегания самого дрессировочного процесса. Естественно, что при таких условиях ждать от животного стабильной и безотказной работы не приходится.

Кроме того, отличительной чертой условных оборонительных форм поведения является не только высокая скорость их образования, но и достаточно продолжительные по времени, так называемые, следовые реакции, проявляющиеся в широком диапазоне: от трудностей восприятия животным иных побудительных мотивов, до общего угнетения эмоционального состояния.

На практике встречается следующая закономерность: как только мы вводим в условный сигнал различную по выраженности интонацию угрозы, то, желая избежать или свести к минимуму следовые оборонительные реакции, мы вынуждены вводить противоположный по эмоциональному вектору тип интонации, - так называемую, "позитивную" или "положительно мотивирующую", причем, также регулируя ее выраженность. Одновременно с этим, мы используем и исходную команду с "нейтральной" интонацией. Таким образом, каждая наша команда имеет, как минимум, три варианта звучания, наполненных тремя различными смысловыми оттенками для животного, а это означает, что в процессе специализации условного рефлекса дифференцировочное торможение коснется двух из трех возможных вариантов "интонационной" команды - "нейтральной" и "позитивной", как этологически менее значимых в сравнении с "угрожающей", вызывающей оборонительное поведение, которое является составной частью инстинкта самосохранения. Следовательно, более-менее сносно управлять животным без интонации угрозы, без "рыка" мы в дальнейшем не сможем, как и не сможем положительно стимулировать животное при помощи любой другой интонации, вводимой в условный сигнал, уже связанный с состоянием угрозы.

Источник: http://www.sportdog.ru/articles/teoria/intonacia.html

Посмотреть профиль http://dogsporttomsk.forum2x2.ru

Посмотреть профиль http://dogsporttomsk.forum2x2.ru
Как правильно произносить команды

Известный специалист по поведению животных Патриция МакКоннелл получила степень доктора зоологии, исследуя звуки, которые издают погонщики разных народностей. Патриция обнаружила, что все они используют ритмичные высокие звуки, чтобы стимулировать животных к действию. А для того, чтобы притормозить животных или остановить, погонщики используют протяжные, низкие, шипящие звуки. И не имеет значения, какие слова говорят люди, важно то, с какой интонацией и ритмичностью они произносят эти слова. Эти правила не просто можно, а нужно использовать при дрессировке собак.

Команды, произносимые на высоких нотах и повторяющиеся в быстром темпе, будоражат животных, и стимулируют их к действиям, а значит, могут быть использованы при отработке активных упражнений (быстро подбежать к хозяину, принести апорт, догнать механического зайца и пр.). А вот команды, произносимые протяжно в низкой тональности, лучше работают в случае, когда собаку нужно научить пассивным действиям (ждать, место, лежать).

Пример 1 Вы привели питомца в ветеринарную клинику. Собака нервничает и мечется. Пытаясь успокоить подопечного, вы начинаете похлопывать его по голове или спине и быстро щебетать что-то ему на ухо. Собака возбуждается и начинает метаться еще больше. Однако если вы начнете разговаривать с питомцем спокойным, тихим голосом, и плавно, длинными поглаживаниями успокаивать его – все будет в точности наоборот. Главное, начинать хвалить и гладить собаку тогда, когда она сидит смирно. В противном случае это не даст никаких положительных результатов.

Пример 2 Обучение собаки командам «Сидеть!» и «Гуляй!». Правильно произнесенные команды существенно облегчат процесс дрессировки. Команду «Сидеть!» следует произносить громко и звонко. После исполнения команды обязательно похвалите собаку и дайте ей лакомство. Затем вновь начните хвалить питомца, однако не бодрым голосом, а негромко и протяжно. Спокойная речь охладит пыл собаки. Если собака выполняет команду и продолжает сидеть, снова похвалите ее и дайте лакомство. Команду «Гуляй!» подавайте звонко, а когда собака встанет, бросьте лакомство немного в стороне от нее, чтобы ей пришлось к нему подойти.

Пример 3 Собака не хочет подходить к хозяину. Вы зовете любимца, а он, вместо того чтобы подойти, бросает на вас равнодушный взгляд и продолжает заниматься более важными, по его мнению, делами. Что произошло? Ведь вы точно уверены, что пес услышал команду и знает, как ее выполнять (вы же отрабатывали ее целый месяц, и до сегодняшнего дня питомец подбегал по первому зову). В этом случае знание правил подачи команд будет очень уместно. Пока пес игнорирует команду, ругайте его протяжными, шипящими словами. Но как только собака притормаживает и оглядывается на вас, нужно тут же сменить тон с грозно-рычащего на бодрый, звонкий и ласковый. Если при этом отступать назад и хлопать в ладоши, собака побежит к вам, как загипнотизированная. Очень большую ошибку допускают некоторые владельцы, продолжая ругать питомца даже тогда, когда тот развернулся и подходит к хозяину. Это сбивает собаку с толку и не дает ей понять, какие действия хозяину нравятся, а какие нет. В результате пес приходит к выводу, что он все делает неправильно. А это значит, что в следующий раз, возможно, собаку придется ловить, так как она совсем откажется выполнять команду «Ко мне!».

Зачастую слова, которые мы произносим, для наших питомцев совершенно не имеют значения. Собаки слышат их как определенный набор звуков, не более. Но то, как мы произносим эти звуки – напрямую влияет на поведение собаки. Так давайте же постараемся быть понятными нашим четвероногим друзьям.

Посмотреть профиль http://dogsporttomsk.forum2x2.ru

Спонсируемый контент


Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения